Сами пользователи объясняют это по-разному. Кто-то озаботился своей безопасностью (внезапно), кому-то вдруг стал неудобен интерфейс, кого-то забанили навечно, а кто-то – просто захотел «новенького». Вот, например, Наталья Касперская решила перейти из FB во ВКонтакте. Ее, как известного IT-предпринимателя и общественно-политического деятеля, немного утомили избирательная цензура и безответственное (читай «наплевательское») отношение иностранной соцсети, у которой даже полноценного офиса в России нет, к российским законам (в части ПДн). Ну и импортозамещение опять же.
В комментариях, как обычно, все хотят убедить незнакомцев в том, что они не правы. Кто-то вспомнил, что аудитории FB и ВК отличаются очень серьезно – и по возрасту, и по занятиям, да и по доходу и соцстатусу. Что после прикрытия Linkedin считается: FB для работы, а ВК (если у кого и остался) – для личных целей. Кто-то пугает пятьюстами делами за 4,5 года за репосты. Ну и так далее. Конечно, нашлись фразы и про зыбкое различие понятий «иностранный» и «отечественный».
Действительно, чем же отличаются иностранные и отечественные сервисы или софт? Расположен на нероссийском домене или хостинге? Ну так все глобальные сервисы именно такие, это «стандарт отрасли». Не ориентированы на российского пользователя? Так почти везде можно выбрать русский язык в настройках, да и английским уже многие владеют на минимально необходимом уровне. Кто разработчики? В наше время они могут быть кем угодно – и солдатами армии индийских кодописателей, и белорусскими специалистами, переехавшими в Прибалтику, и работниками московского офиса, пишущими с берегов Самуи. А то и вообще – искусственным интеллектом, сидящим в облаке. Так что тоже не критерий.
Или нужно смотреть на структуру владения компанией? Опять же, права могут быть распределены или наоборот собраны в наиболее удобной юрисдикции. А если компания акционерная и торгуется на бирже – теоретически «собственники» вообще могут поменяться одномоментно.
Все это не праздный интерес. В Реестре отечественного ПО почти 9 тысяч продуктов. Но нет четких критериев, что же такое «отечественный». По крайней мере, нам они неизвестны, возможно, плохо искали. К чему это приводит на практике? Например, к тому что из глобальной версии продукта делается отдельная «российская», а права заводятся на подконтрольную российскую же дочку. И все это летит сперва в ФИПС, а потом и в Реестр. А уже затем в госзакупки. Или берется малоизвестный иностранный продукт, меняется обложка и делается «российский». Были похожие случаи.
А еще вдруг выясняется, что «среди государственных мобильных приложений, к которым относятся «Госуслуги Москвы» и «Активный гражданин», 88% имеют хотя бы один встроенный трекер. Большая часть трекеров, используемых в этих мобильных приложениях, принадлежит компаниям юрисдикции США (86%), а одно из приложений — «Услуги РТ» — использует трекер организации в юрисдикции Японии».
Подавляющее большинство офисных и иных приложений, а также операционных систем, смартфонов, ноутбуков, умных телевизоров, холодильников и целых автомобилей и домов – разработаны крупными международными компаниями из «юрисдикции США», Южной Кореи или Китая. Транзакции по банковским картам, покупки в топовых онлайн-магазинах, билеты на самолеты, бронь гостиниц и много-много всего – тоже ходят через «международные» места. Мы всем этим пользуемся уже не один десяток лет. И мы никогда не узнаем кто кому что передает. А они передают (но это не точно). И есть ощущение, что ничего существенного мы с этим не сделаем – только если целиком закроемся в своем ИТ на своем же железе. Потому как само железо тоже преимущественно иностранное и может вполне удаленно управляться и отсылать на сторону.
Все это реально, но насколько эффективно будет для массового пользователя? Понятно, что для разнообразных объектов КИИ это наверняка приемлемо и полезно. А для менее критичного – это уже скорее дело пользователя, кому он доверяет.
Гораздо более интересный путь – за пределами критичных отраслей не делить на «отечественных» и нет, а помогать отечественным самим становиться международными. И хорошо, что такие компании в России есть и не одна.
И да. Чтобы понять, из чего сделан конкретный софт, есть вполне интернациональные и признанные во всем мире методы и инструменты – арбитражная форензика и компьютерно-техническая экспертиза. А еще эти же инструменты помогут доказать, что кто-то вскрыл ваш аккаунт в соцсети и пишет с него странное.
Следите за новыми постами в facebook, telegram, а также на нашем сайте, где мы рассказываем об арбитражной форензике и компьютерной экспертизе.