Блог DFCenter

Что такое игра?

А вы знали, что в 2021 году объем российского рынка видеоигр был под пару сотен миллиардов рублей? И хотя в 2022-м он, точнее его онлайн часть, сильно сократилась (многие студии совсем ушли или частично релоцировались), тем не менее денег там немало и сегодня. Опять же, Институт развития интернета в 2022 году инвестировал туда 960 млн рублей. А в середине августа 2023 года лично президент России Владимир Путин поручил обеспечить продвижение российских видеоигр на зарубежные рынки, в том числе БРИКС. В общем игры – это вам не игрушки.

И вот наткнулись мы на интересный вопрос и его обсуждение. «Заражается» ли сложный объект (например, браузерная игра) лицензией … при использовании в этом объекте шрифта по этой лицензии? Нам это вопрос показался весьма интересным на поговорить, а главное – на 100% IT-правовым. Так давайте это и сделаем.

Если вы создаете некий комплексный продукт, внутри которого несколько других объектов – куски софта, изображения, звук и так далее, у вас получается тот самый «мультимедийный продукт» из статьи 1240 ГК РФ. Ну и соответственно вам надо озаботиться приобретением «прав использования указанных результатов на основании договоров…», вы и сами знаете.

А поскольку вы все это приобретаете, скорее всего, в коммерческих целях – свой продукт вы же на продажу разрабатываете, а не на гвоздь повесить, получается, что лицензии, под которыми вы будете использовать эти составные части, должны это учитывать и разрешать вам такое использование. С кодом ровно так и работает. И более того, его лицензия наследуется вашим новым продуктом. Тут вроде бы все ясно.

Но есть нюанс. А насколько условный шрифт в диалогах игроков между собой (а скорее даже с NPC, потому что речь не про игровой чат) или на вывесках в игре является важной частью игры? Можно ли тут вообще говорить о производном характере такого сложного произведения, как игра, по отношению к шрифту? Ведь не из шрифта же сделали игру. И можно ли тут вообще говорить о переработке произведения или это такое «непоименованное использование ОИС (шрифта в данном случае) в составе сложного объекта (игры)»? Тоже весьма логично. Если мы говорим, что игра – это «как фильм», то есть мультимедийное произведение.

Но есть и еще вариант. А что если игра – это все-таки программа для ЭВМ? То есть вся она – это программный код. Где х % – это код того-то, Y % – это код сего-то, а вот Ш % – код спорного шрифта. И, если Ш > объема допустимого цитирования, то тут можно говорить про существенные заимствования. То есть про «плагиат» и все это вот все.

Что думаете?