Блог DFCenter

Невидимые печеньки

Итак, есть у вас сайт. С формой регистрации и личным кабинетом. Конечно на сайте том у вас всякие документики по 152-ФЗ. Форма согласия на обработку, политика этой самой обработки, ну сами знаете. И РКН вы тоже давно известили. А все равно на душе неспокойно. Чего-то не хватает… Печенек! Ну в смысле cookies. Cookie-файлов, точнее баннера про них. А ведь ходят по интернету слухи, что за это тоже отдельный айайай и атата, они же вроде как тоже персональные данные.

Вообще-то, если вы ничего не собираете и не обрабатываете и нет у вас на сайте формы обратной связи, например, или регистрации, то вроде как и согласия не нужно. Хотя это спорная тема, юридическая, не будем. Но само наличие этой формы или личного кабинета – это как бы очевидно, это глазами видно. И сразу ясно, есть нарушение с политикой или нет.

А вот с куками все не так-то просто. Это штука сугубо техническая. Подключили их ваши айтишники или нет – только они и знают. Ну еще РКН, но об этом дальше. И как же юристу доказать законность отсутствия баннера про куки, когда не ясно, есть вообще или нет то, о чем этот баннер должен предупреждать?

Напомним, куки – это такой небольшой файлик с фрагментом текстовых данных, который сайт отправляет вам в браузер, как бы помечая вас при условно первом заходе. Этот файлик хранится на вашем устройстве и когда вы в следующий раз зайдете на этот же сайт, он вас узнает и вспомнит всю историю ваших отношений. Например, что вы покупали, что смотрели, какие настройки делали, что вам еще полезного показать и тому подобное. А еще, кстати, куки отвечают за автоматический вход в аккаунт, так что они достаточно интересны с точки зрения безопасности. Но это другое.

Ну так вот. Когда на сайте есть ЛК или корзина для товара, куки конечно тоже есть. По-другому сегодня вряд ли кто-то будет сайт делать. Поэтому сразу делайте баннер для информирования и получения согласия посетителя.

Но даже если их нет, это ещё не значит, что нет этих самых куков. Они ведь ещё для аналитики нужны, типа Я.Метрики. Чтобы, опять же, пользователя всячески трекать и мерить. Маркетологи и продакт-менеджеры очень вот это вот все любят. Поэтому нужно разобраться. А для этого – просто поговорите с теми, кто у вас за сайт отвечает.

А еще можно посмотреть это самому, с помощью «специальной программы». Говорят, что у РКН такая есть. Они ее на сайт напускают и если куки есть, а баннера про них нет – то все, штраф. Но где же такую программу взять простому смертному, чтобы заранее про свой сайт все узнать?

На самом деле программы конечно есть. По запросу «как посмотреть cookies сайта» в поисковике много всего – и про настройки в браузере, и про javascript, и про специальные сервисы. Но проще всего – открыть ваш сайт (пример для Google Chrome), нажать «F12», далее «Application», далее «Cookies» и имя вашего сайта. Если там что-то есть – то и куки на вашем сайте есть. А значит и баннер вам надо бы повесить. Чего вам и желаем на этой рабочей неделе.