Блог DFCenter

Неспортивное поведение на информационном поле

Вчера, 3 сентября, пока все переворачивали календари, компания Телеспорт судилась с Яндексом. Суммы исковых требований более 25 миллионов рублей. Что тут необычного? То, что послужило поводом для иска.

Суть дела в том, что (как следует из новости) «Телеспорт в своих соцсетях выкладывает видеозаписи и оставляет их открытыми для индексации. Когда поисковики его забирают, оказывается, что контент выдавать поисковику нельзя. Получите иск». И вот мы решили посмотреть, что же это за магия такая.

Компания Телеспорт – это, судя по сайтам (tele-sport.ru и telesport.group), «эксперт в области спонсорства и проведении комплексных рекламных кампаний спортивных мероприятий различного масштаба. Крупнейший оператор на рынке спортивного маркетинга с 1994 года по настоящее время. Компания принимает самое активное участие в развитии отечественного спорта, занимается привлечением потенциальных спонсоров и рекламодателей для федераций и чемпионатов по различным видам спорта, как в России, так и за её пределами».

На сайте tele-sport.ru размещено множество видео с различными популярными видами спорта (по крайней мере превью этих видео). Особенно интересно будет любителям хорошего футбола. Правда, на сайтах нет ни одного необходимого документа, типа политики обработки персональных данных, хотя форма регистрации и обратной связи есть. Да и не ясно, как с компанией связаться, кроме той же формы и емейла саппорта на стороннем домене telesport.digital. Каким private person принадлежат telesport.group и telesport.digital тоже сказать сложно. Но разговор не про то. Мелочи, с кем не бывает. Контент-то есть!

Идем в соцсети. С сайта telesport.group можно попасть в две (видимо, официальные) группы: в VK (vk.com/telesport_info) – с 21-м подписчиком и в FB (facebook.com/tele1sport) – со статусом «Закрыто навсегда». Окей. Наверное, мы ошиблись.

Идем в поиск. В Google, чтобы никакого подвоха от ответчика. Там уже в момент находится vk.com/telesport – сообщество с больше чем тремястами тысячами подписчиков, и группа в Одноклассниках (ok.ru/live/group/54739788169464). Групп в FB на первых страницах выдачи не нашлось. Вот, видимо, в этих группах – во Вконтакте и в Одноклассниках – и лежит тот контент, что «спиратил» Яндекс. Или не спиратил. В чем тут загвоздка?

У общественности вызывает непонимание «почему Телеспорт не запретил индексацию при загрузке? Логичным кажется только один вариант – компания из пяти человек живет исками и зарабатывает исключительно на судах».

Насчет пяти человек на знаем, у rusprofile другие данные, а вот про индексацию действительно занимательно. И это, возможно, неплохой аргумент в пользу теории недобросовестности и злоупотребления правом. А вот чтобы доказать это как раз понадобится немного форензики.

Что же такое индексация и на что она влияет? Робот-краулер поисковой системы постоянно обходит ссылки, сканирует страницы в сети и добавляет их в свой индекс для того, чтобы потом по этому индексу пользователь мог бы быстро найти нужную информацию. Веб-мастер может запретить роботу сканировать определенную страницу. Для этого, начиная с 1994 года (год принятия стандарта исключений для роботов), в корень сайта кладется файл robots.txt, содержащий набор инструкций для поисковых машин, при помощи которых можно задать файлы, страницы или каталоги сайта, которые не должны запрашиваться. Следование стандарту добровольное, однако яндекс и гугл его соблюдают.

Должен ли был правообладатель что-то закрывать от индексации и вообще знать о такой возможности? Это вопрос, скорее, юридический. А вот сделал ли он это или нет в том случае, когда должен был – это вопрос, на который легко ответит форензика.

Это если бы речь шла про видео с сайтов самой компании. Но речь про видео из групп компании с соцсетях. Что это меняет? Практически ничего - можно изменить настройки приватности и сделать группу закрытой, поисковики внутрь такой группы не попадут.

Итого:
  1. Когда правообладатель опасается, что размещенный на его сайте контент может попасть в выдачу поисковиков, у него есть рабочий и общепризнанный инструмент для этого. Используя его, правообладатель может, так сказать, проявить должную степень разумности и осмотрительности.
  2. Когда правообладатель опасается, что в выдачу попадает контент, размещенный на сторонних ресурсах – соцсетях, правообладатель может установить настройки приватности для отдельного видео или группы.
  3. Сделал ли правообладатель что-то из перечисленного выше и как это повлияло на доступность контента, который он хотел обезопасить, можно выяснить при помощи форензики.

Следите за новыми постами в facebooktelegram, а также на нашем сайте, где мы рассказываем об арбитражной форензике и компьютерной экспертизе.