Контрафакт, особенно самый некачественный и опасный – это зло. Консенсус по этому вопросу, вроде бы, уже установился. Он приносит бизнесу убытки, а покупателям дает прекрасный шанс получить хромого кота в дырявом мешке и опробовать на себе поговорку про излишне экономного дваждыплательщика.
Найти контрафактчика – полдела. Нужно еще доказать, что он – это именно он. А не сторонний законопослушный наблюдатель, который «вообще-не-причём». Иногда это не так-то просто и нужны подробный анализ и веские доказательства.
В мире интернет-рекламы и маркетинга есть весьма изощрённые, интересные, и при этом вполне легальные инструменты – партнерские программы по модели «cost per action», то есть CPA. Суть: владелец сайта (или веб-мастер) размещает у себя ссылку на специальную рекламную страницу (лендинг) с товаром рекламодателя (продавца). По ней может перейти потенциальный покупатель и совершить покупку. Если совершил именно по этой ссылке, то веб-мастеру выплачивается вознаграждение.
Существуют целые CPA-сети – специальные ресурсы, обеспечивающие, а иногда и автоматизирующие работу таких партнерских программ за агентское вознаграждение (до 30% от суммы, которая выплачивается веб-мастеру). Все вполне законно и налогопрозрачно.
Что же произошло. Один крупный иностранный бренд узнал, что в русскоязычном интернете массово возникают лендинги с рекламой «распродаж склада» его продукции, скидками на «последние экземпляры» и тому подобным. Конечно контрафакт. Подключились юристы – написали администрации сайтов, представили доверенности и свидетельства на товарные знаки. Админы извинились и сразу же все удалили.
Но тут как с драконами из европейских сказок: одну голову рубишь – две тотчас же вырастают. Количество лендингов, похожих друг на друга как две капли, росло каждый день. Правообладатель решил бороться всерьез – и подал в суд на компании, на которые были зарегистрированы домены. Что-то даже удалось выиграть. Но компании оказались предбанкротными пустышками на массовых юрадресах. А количество сайтов все росло.
Тогда решили зайти по-другому – собственно со стороны проблемы. Почему сайты похожи? Почему быстро появляются и также быстро всплывают в выдаче? Выяснилось, что все лендинги с контрафактом – части единой СРА-сети. Обратились к администрации этой сети, а оттуда на юридическом языке письмо: да, проблема с контрафактом есть. Да, это очень плохо, мы тоже против контрафакта, боремся как можем. Но вот злые рекламодатели – это все они, им и пишите. Или присылайте нам ссылки на таких наших рекламодателей, мы все удалим. А сами мы – «информационный посредник», так что мы ни при чём. Таков Закон, извините.
В общем, все вернулось к тому, с чего начинали, – шлет правообладатель в СРА-сеть таблицу со ссылками, те все «честно и оперативно удаляют», а на утро – 100500 новых одинаковых лендингов на новых доменах.
И решил тогда правообладатель обратиться к специалистам по интернет доказательствам. Удалось выяснить и экспериментально доказать, что эта конкретная СРА-сеть – совсем так не проста. Она не просто площадка для рекламы – она и генератор лендингов, и авторегистратор доменов, и агент по закупкам «левого» товара у мелких китайских заводиков и даже служба доставки покупок. Весь комплекс за доп.плату. Хотите маленький бизнес на контрафакте? Ничего самому делать не нужно – только плати процент с продаж сети и будь успешным интернет-предпринимателем.
Конечно, после такого набора доказательств суду (дело № С01 390/2019 в Суде по интеллектуальным правам) стало все ясно. Статус информационного посредника этой СРА-сети сохранить было сложно. А вот правообладателю стало гораздо проще отстоять свои интересы.
Иногда сложные IT-технологии используются в сомнительных целях. Но разобраться во всем и построить стратегию защиты компании в интернет пространстве вполне возможно. В этом помогаем мы – DFCenter.
Ведете дела в арбитраже и сталкиваетесь с IT-технологиями и цифровыми доказательствами? Подписывайтесь на нашу группу facebook.com/DFCenter.ru или канал t.me/dfc_blog Мы расскажем, чем арбитражная форензика может быть вам полезна.
#dfcenter #научпоп #арбитражная_форензика #компьютерная_криминалистика #компьютернаякриминалистика #форензика_для_юристов #форензика #КТЭ #СКТЭ