Блог DFCenter

Большие коты ловят серых мышей

Дикий цифровой базар рынок похоже поднадоел не только продавцам-ипешникам и живущим в резервациях курьерам-комплектовщикам, но и государству. Поэтому планируется немного перетряхнуть эти самые «маркетплейсы», которые сегодня порой напоминают реинкарнацию Черкизона в сети.

С 1 сентября маркетплейсам с выручкой выше 2 миллиардов рублей за последний год и долей сделок на определенном товарном рынке больше 35% будет много чего нельзя. Например, вводить предельно низкую или высокую цену на товар, принудительно убирать товар из продажи, если это повысит его стоимость, ограничивать или мешать предпринимателям входить или выходить с площадки, ну и тому подобное.

А еще, страшно сказать, маркетплейсам хотят запретить торговать… контрафактом! Ну или просто серым немаркированным товаром, типа «обуви, фототехники, шин, парфюма, молочной продукции и упакованной воды» без специальной метки. Покусились на самое дорогое!!! Шанель с найками по полторы тыщи опять хотят отнять. Не иначе, чтобы самим в этом щеголять.

Однако корреспонденты с мест передают, что «маркетплейсы в едином порыве поддержали предложение регулятора. Так, в Wildberries сказали, что уже применяют меры против появления на площадке сомнительной продукции. В «Яндекс.Маркет» сообщили, что только за три последних месяца обнаружили около 500 продавцов контрафакта». Что ответил «один из самых привлекательных» (для айтишников) работодатель 2022 года не сообщается.

Это все, конечно, хорошо. Для потребителя. На поддельных шинах за химическим молоком мало кто хочет ездить. Но как все это контролировать – там же сотни тысяч товарных позиций. Одними классическими контрольными закупками не обойтись, это капля на таких объемах. Или все-таки есть поинтереснее инструменты? Конечно есть!

Бороться со злоупотреблениями доминирующим положением и монополизацией онлайн-торговли будет, что очевидно, ФАС. С контрафактом тоже кто-то будет. И наверняка, опять же, в связке с ФАСом. А ведь как раз у него есть отличное решение для задач такого объема. Называется «Большой цифровой кот» (не путать с коДом, именно коТ, который с хвостом и усами). Кому интересно, подробнее вот тут например есть.

И штука эта весьма себе рабочая, созданная не в НИИ каком-нибудь теоретиками от кибернетики, а с привлечением экспертов и многих действующих игроков рынка IT, большой аналитики и еще большей даты. Так что ловит аномалии она на раз. Мы кстати там тоже мед пили на одном из этапов ее создания – много всего проанализировали с помощью теории игр, было интересно.

А где возбуждения административных производств по итогам проверок, там и оспаривание этих проверок и возбуждений. И если проверка автоматизированная или даже «диджитализированная», то и оспаривание должно по идее не забывать про эти инструменты. Альтернативная аналитика, фиксирование следов в сети или базах данных и так далее. В общем вы поняли – без цифровых доказательств тут не обойдется. Не просто же так начальник Управления по борьбе с картелями ФАС России Андрей Тенишев еще в 2020 году писал про цифровую антимонопольную криминалистику.