Но хороший программист на то и программист, чтобы знать, как все что угодно оптимизировать и автоматизировать. Он осознал, что «мало кто захочет так маяться, и написал простенькую программку, чтобы автоматизировать процесс». И благодать преисполнила его. Вот как описывает свое прекрасное чувство: «до сих пор помню то ощущение, когда впервые от всех отписался – как будто чудо какое-то произошло. Я ничего от этого не потерял: все посты самых близких друзей и любимых групп можно было просмотреть, перейдя на их страницы. Но у меня стало в разы больше контроля над своим опытом. Исчезло навязчивое желание дальше и дальше листать бесконечную ленту. Я стал проводить на Facebook значительно меньше времени. Зависимость от соцсети в один момент как-то поутихла».
Ну и решил он нести это в массы – простым заблудшим страдальцам фейсбучным – в июле 2020 года разместил эту программу (расширение) в магазине Chrome для бесплатного скачивания. Оно позволяло пользователям избавиться от новостной ленты, разом отписавшись от обновлений всех друзей, групп и страниц. И жизнь их изменялась кардинальным образом – в отзывах звучали такие фразы, как «официально заявляю, что преодолел зависимость от Facebook, и всё благодаря вам!».
Но потом что-то пошло не так – Facebook на него обиделся. Все аккаунты его стер, заставил приложение из магазина удалить, да еще и судом американским пригрозил. А поскольку программист – подданный Великобритании, то занервничал. Суду американскому гражданина суверенного государства покарать рублем (фунтом) вообще не проблема в свободном мире. В общем, интересная история, характеризует.
Конечно, возникают вопросы. Например, с какой стати корпорация, создавшая на свои деньги продукт, имеет право устанавливать правила пользования этим продуктом? Всякие там пользовательские соглашения придумывать. Регламентировать, что можно делать с ее продуктом, а что нельзя. Или подождите. Вроде не возникает такого вопроса, все вроде логично. Хочешь общаться с друзьями в соцсети – общайся, но по правилам соцсети. Не нравится – ну давай по старинке, по телефону, в баре, где там еще это раньше делали.
Да, конечно, соцсеть зарабатывает на тебе деньги. Если ты ни за что не платишь – то товар ты. Это вроде бы очевидно. Получается какая-то проблема первого мира и отдельного осознанного человека в нем. Если посмотреть с одной стороны. Но вот если чуть сместить угол, то получается совсем другая картина.
Вот, например, представим, что есть рынок соцсетей и мессенджеров (и он действительно есть). И некая компания не нем занимает весьма большое место – ее сервисами ежедневно пользуются миллионы (миллиарды?) людей. Вдобавок компания эта является прямым собственником еще минимум двух крупных компаний на этом же рынке. Не появляется ли у этой компании возможность «оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам»? Потому как спрос с «хозяйствующих субъектов», обладающих доминирующим положением на рынке совсем иной. Тем более, если «эта система способна оказать значительное влияние на права, свободы и благополучие людей и содержит риски причинения вреда жизни, здоровью и имуществу, к ней устанавливают дополнительные требования».
А пока граждане одной страны страдают от угнетения корпорацией из другой, в России работают над решение проблемы. Одним из вариантов в ближайшее время может стать законодательно установленное правило о раскрытии алгоритма работы их рекомендательных сервисов. Или хотя бы предоставление пользователям возможности «отключения алгоритмов, которые формируют в его ленте специально подобранный контент».
Конечно, сами сервисы против таких нововведений. Но на чьей стороне стоять – это часто вопрос того, кто платит за стояние. И в какой момент ты высказываешь мнение – в рабочее время или в условно личное на условно личной странице в Facebook, опять же. В наивной надежде, что кто-то еще разделяет эти две сферы.
Следите за новыми постами в facebook, telegram, а также на нашем сайте, где мы рассказываем об арбитражной форензике и компьютерной экспертизе.