Блог DFCenter

Слово и дело

Заказная разработка программного обеспечения – это очень сложная услуга. Немногим легче развертывание и настройка больших IT-решений на имеющихся в компании мощностях. Заключая договор, заказчик ожидает за свои деньги определенный результат. А исполнитель надеется на то, что заказчик не слукавил ни в описании исходной проблемы, ни в своем намерении оплатить результат.
 
Но так бывает не всегда. Вот, например, согласовали несколько этапов работ. После первого этапа прилетели дополнительные пожелания от заказчика. Во время второго этапа решили включить новую фичу, вместо старой. В итоге все новые просьбы заказчика идеально отработали. А вот у старых, из официально согласованного ТЗ, вышел срок. И выяснилось, что их-то тоже надо было успеть сделать. И тоже качественно.
 
Ситуация: торговой сети требуется новая ИТ-система для управления логистикой. Исполнитель все сделал отлично, заказчик принял и начал использовать в бизнесе. А через год выясняется, что система получилась немасштабируемая. Условно: прекрасно обслуживает 100 имеющихся магазинов, а вот новый 101-й подключить практически невозможно. Кто тут виноват? Тот, кто такое ТЗ предоставил или тот, кто сразу не сказал об ошибке в ТЗ?
 
Или вот так. Заказчик долгое время использует софт для управления парком тяжелой техники, но не платит за его обслуживание. Разработчик требует оплату, на что заказчик отвечает, что пользуется совершенно другим софтом, потому что разработанное сделано криво и пользоваться им невозможно. Компании-разработчику приходится в суде доказывать, что она выполнила требования договора и что софт вполне активно используется заказчиком.
 
Разбираться во всех этих вопросах приходится юристам. И бывает, они сталкиваются с проблемами: что означает термин в ТЗ, как доказать технической факт или как определить качество результата.
 
Начнем с терминов – ведь прежде чем о чем-то спорить, неплохо было бы определиться именно с ними. Что значит «обязуется разработать программное обеспечение»? А «выполнить интеграцию и  обеспечивать поддержку в соответствии с SLA?». На самом деле все что угодно, как стороны в договоре прописали. Свобода договора ведь. Но чтобы сторонам этим было попроще прийти к единому мнению Минцифры подготовило разъяснения о толковании таких понятий, как например «разработка», «установка», «сопровождение» и других.
 
А вот когда спор уже не про термины, а про факты, это уже следующий этап. Разобраться как эти самые факты согласуются с изначальными планами в договоре и ТЗ – это уже задача техническая. Точнее, компьютерно-техническая. Компьютерно-техническая экспертиза.

Следите за новыми постами в facebook, telegram, а также на нашем сайте, где мы рассказываем об арбитражной форензике и компьютерной экспертизе.