Осень все ближе. И вот уже потянулись в леса вереницы грибников выходного дня. И не только нас, а и у них. Но если у нас грибники свои поиски проводят с учетом многовековых традиций, там – с помощью технологий. Ну и эти самые технологии подвели – травится народ. Купила семья начинающих грибников из Британии книгу про грибы, собрали как написано, приготовили, употребили. А уже потом узнали, что книгу-то ChatGPT написал. Вот прям так и написал: «сморчки – это вкусные грибы, которые можно употреблять с августа до конца лета. Дайте мне знать, если я могу вам чем-то еще помочь». Узнали, правда, они это уже в больнице. Но, слава Богу, обошлось.
А что если бы не семья некая, а компания? И не книги, а программы? И по итогу получила что-то, ну если и не ядовитое и/или написанное ИИ, то, как минимум, не вполне пригодное для использования по назначению. Тут есть, как минимум две стороны. Если купили и немного не подошло, то можно подумать про адаптацию. А если прям вот совсем не то качество, на что рассчитывали – тут уже и про убытки можно разговаривать. Ну вот мы и поговорим.
Итак, адаптация. Это когда в софт (в нашем случае) вносятся изменения исключительно в целях функционирования программы на конкретных технических средствах пользователя или под управлением конкретных программ пользователя. То есть на том, что уже стоит у пользователя, то есть у покупателя. Не докупить что-то еще чтобы заработало, а проблемную программу подправить. Чуть-чуть. Например, параметры какие перенастроить, скрипты подправить, конфигурационные файлы, API и так далее. Тут важно не перегнуть и не уйти в модификацию. Это другая юридическая сущность, с другими правоотношениями и последствиями. Но и история это тоже другая, поэтому не будем об этом сейчас.
Адаптация – это, по сути, этап поставки любого большого софта любому крупному клиенту. Инфраструктура у всех сложная и уникальная, поэтому «из коробки» сразу мало что работает, нужно всегда что-то кастомизировать, то есть подкрутить тут и доработать напильником там. Но это нормально, так это и работает в мире разнообразия нужд и потребностей бизнеса. Пугаться этого не стоит, надо просто закладывать на это время и ресурсы.
А вот если проблема не в том, что «что-то» не очень хорошо работает на конкретно нашем оборудовании, а «не работает» в принципе – это уже про отсутствие качества продукта или результата разработки. Тут, если опустить все технические подробности, дело идет, например, к вариантам защиты заказчика по договору подряда. Какие варианты есть написано в п. 1 ст. 723 ГК РФ. А вот о том, как верно эти варианты применять, недавно написал Верховный суд РФ в Определении от 05.08.2024 г. по делу № А40-264515/2022. Так вот:
Итого: адаптация – при крупной покупке/разработке софта скорее всего норма, некачественная работа – не норма, но бывает и с помощью экспертного заключения можно (и нужно) отстаивать свои интересы. А грибы по ИИ-книжкам – вообще зло заморское, нам такого не нужно и даром.
А что если бы не семья некая, а компания? И не книги, а программы? И по итогу получила что-то, ну если и не ядовитое и/или написанное ИИ, то, как минимум, не вполне пригодное для использования по назначению. Тут есть, как минимум две стороны. Если купили и немного не подошло, то можно подумать про адаптацию. А если прям вот совсем не то качество, на что рассчитывали – тут уже и про убытки можно разговаривать. Ну вот мы и поговорим.
Итак, адаптация. Это когда в софт (в нашем случае) вносятся изменения исключительно в целях функционирования программы на конкретных технических средствах пользователя или под управлением конкретных программ пользователя. То есть на том, что уже стоит у пользователя, то есть у покупателя. Не докупить что-то еще чтобы заработало, а проблемную программу подправить. Чуть-чуть. Например, параметры какие перенастроить, скрипты подправить, конфигурационные файлы, API и так далее. Тут важно не перегнуть и не уйти в модификацию. Это другая юридическая сущность, с другими правоотношениями и последствиями. Но и история это тоже другая, поэтому не будем об этом сейчас.
Адаптация – это, по сути, этап поставки любого большого софта любому крупному клиенту. Инфраструктура у всех сложная и уникальная, поэтому «из коробки» сразу мало что работает, нужно всегда что-то кастомизировать, то есть подкрутить тут и доработать напильником там. Но это нормально, так это и работает в мире разнообразия нужд и потребностей бизнеса. Пугаться этого не стоит, надо просто закладывать на это время и ресурсы.
А вот если проблема не в том, что «что-то» не очень хорошо работает на конкретно нашем оборудовании, а «не работает» в принципе – это уже про отсутствие качества продукта или результата разработки. Тут, если опустить все технические подробности, дело идет, например, к вариантам защиты заказчика по договору подряда. Какие варианты есть написано в п. 1 ст. 723 ГК РФ. А вот о том, как верно эти варианты применять, недавно написал Верховный суд РФ в Определении от 05.08.2024 г. по делу № А40-264515/2022. Так вот:
- одновременное применение нескольких способов защиты из п. 1 ст. 723 ГК РФ недопустимо – нужно определиться, чего хотеть
- соразмерное уменьшение цены применяется в случае, если сам по себе результат работ с недостатками в целом пригоден. Но вот его цена становится меньше за счет, например, упрощения, отклонения от ТЗ и так далее
- чтобы такой опцией воспользоваться, надо доказать объем некачественно выполненных работ, стоимость которых подлежит исключению из предъявленной к оплате общей стоимости работ
- а для определения и доказывания объема этих некачественно выполненных работ нужно опираться на соответствующее заключение эксперта
Итого: адаптация – при крупной покупке/разработке софта скорее всего норма, некачественная работа – не норма, но бывает и с помощью экспертного заключения можно (и нужно) отстаивать свои интересы. А грибы по ИИ-книжкам – вообще зло заморское, нам такого не нужно и даром.