Вот и пролетела осень. Все ближе (к нашим зарубежным коллегам) Рождество. А потом Новый год. А потом еще одно Рождество – уже наше, отечественное. Ну и опять Новый год – хоть чуть-чуть старый, но всё равно любимый. В общем, процент волшебства (и алкогольных паров) в воздухе с каждым днем будет все больше.
Так, а что значит «процент больше»? Какой такой процент? Чего он больше и на что это, собственно, влияет? И самое главное – какая польза от этого всего юристам? Об этом наш сегодняшний рассказ.
Проиллюстрируем наглядно. Всю последнюю неделю гремела «черная пятница». Из каждого утюга вылетали предложения со скидками 25, 50 и даже 80 процентов на все что душе любо – только успевай уворачиваться да в спам добавлять. Особенно забавно выглядит, что отдельные продавцы прежде чем скинуть 80, накинули 150 – но это дело их совести. Ну и ФАС, конечно. Ведь сколько «старые» цены не подчеркивай, кэш интернетный всё помнит. Но мы сегодня не про то.
Мы предположим, чисто для эксперимента в вакууме, что все продавцы честные и реально скинули цены. А вот как узнать, например, насколько большой была распродажа? Какую среднюю скидку давали, скажем, на телевизоры и какой максимальный дисконт был, например на лыжи? Очень просто – берем массив данных, считаем. Видим медиану, выбросы, пики ну и много чего еще. Математика в чистом виде.
И если по всей стране средняя скидка на какой-то товар в распродаже была 20%, а в Москве – 50%, то о чём это может говорить? Что цена в Москве завышена (т.е. продавцы в обычное время – скряги) или что продавцы в регионах скряги даже в сезон распродаж? Да на самом деле о чём угодно это может говорить. Как интерпретировать данные, полученные от аналитиков – уже дело того, кто массив предоставил и задачу ставил. Математика – наука точная, на выходе – цифры. А вот как эти цифры использовать в обосновании и доказательстве чего-либо – знают экономисты, политики, маркетологии и всё чаще юристы. Как-то мы уже писали, какие чудеса на торгах можно найти с помощью математики и чем такие чудеса могут закончится для нарушителей антимонопольного законодательства. Вот пара свежих историй.
Была вот серия аукционов на госзакупках. И ФАС выявил странное поведение (подозрение на картель), начал проверку. Как юристу отстоять доброе имя клиента с помощью математики? Например вот так. Дано: спорные аукционы, где разница ценовых предложений между ставкой победителя и начальной ценой очень небольшая. ФАС говорит – все участники в сговоре, поэтому и не снижают. А победитель говорит – снижать некуда, и так почти себе в убыток продаю.
Задача: понять, кто тут прав.
Решение: проверяем, действительно ли победная ставка нетипична. Берем данные по аналогичным аукционам, много данных. По всей стране, за несколько лет. И смотрим – а какое там среднее снижение цены? Если оно плюс-минус такое же, как и в спорных – значит, похоже, действительно снижать уже некуда. А вот если по всей стране в среднем 47%, а тут – 7%, это уже вопрос к продавцу.
Или вот другая история. Какова вероятность победить в один день, час и почти минуту сразу в нескольких закрытых торгах с разными участниками? Особенно когда обошел второго «призера» на условно пару десятков рублей, а третьего – аж на несколько тысяч? Возможно ли вообще такое в «условиях неосведомленности»? Это тоже можно просчитать. Если вероятность, например, 0,048 (то есть 4,8%) – это мало, конечно, но как говорится, раз в год и палка стреляет. А вот если < 0,000001… ну вы уже поняли.
Чудеса – это прекрасно. Но честные чудеса – это гораздо лучше. И математика весьма неплохой инструмент для проверки честности.
Следите за новыми постами в facebook, telegram, а также на нашем сайте, где мы рассказываем об арбитражной форензике и компьютерной экспертизе.