Блог DFCenter

Учет да подсчет

Представьте ситуацию: продает собственник компанию. Целиком. Вот прям как «имущественный комплекс». В который, помимо земли, зданий-сооружений, оборудования и остального физического, входят уйма всяческих прав. В том числе на средства индивидуализации. А еще «исключительные права, если иное не предусмотрено законом или договором». И ведь в мире, где все больше денег генерируют бизнесы, связанные с чем-то не вполне материальным – софтом или вообще услугами на основе этого софта – эта как раз такая часть «предприятия» или его инфраструктуры, которая представляет наибольший интерес для покупателя.

Да даже если и не покупателя, а самого собственника. Хочется же точно знать, чем владеешь и на что деньги потрачены.

Существуют вполне стандартные и конкретные процедуры для учета-пересчета физического, непосильным трудом нажитого добра. Инвентаризации, аудиты и прочее. Есть такое и для IP – следят юристы за объектами ИС, РИД и прочили аббревиатурами. Регулярно взаимодействуют с патентными ведомствами. Продляю что нужно, отчуждают что не нужно. Ну и так далее.

Но, кажется, что это все только про «права» на объекты, а не про сами объекты. Это как товарные остатки на складе только по документам проверять, без физического пересчета. Хотя бы выборочного. Чувствуется простор для творчества сразу.

А что же на самом деле происходит не с правами, а с самими программами, саасами, серверами-сайтами и прочим, на что, собственно, эти права приобретены? Кто и как их пересчитывает и учитывает?

Вот вам простая и до сих пор часто встречающаяся, особенно в небольшом бизнесе, история. У компании есть сайт. И он вроде как «принадлежит» компании. Но это пока все мирно. А как уволится конфликтно какой-нибудь сисадмин или разойдутся собственники, начинает выясняться, что домен зарегистрирован на кого-то из них как на физлицо. И нет сайта у компании.

Ну сайт, вы скажете, это совсем банальная история. Все уже научились такие проблемы решать. А некоторые даже и упреждать, чтобы потом не решать.

Все так, вы правы. Все можно отсудить или хотя бы выкупить. Но это же время, деньги. Нервы опять же. Да и сайт – он ведь не только из доменного имени состоит.

А у кого у вас доступ к админке этого самого сайта вашей компании? Тоже все хорошо оформлено и ничего колом не встанет, если конкретный админ вдруг если не уволится, то приболеет (не дай Бог, конечно)? А почтовый сервер? А файловый? Кто у вас, кроме директора по ИТ, знает полностью все о том, что и где, и сколько?

А помните, мы как-то раз в апреле всей страной на удаленку ушли. Тогда много кто чего экстренно покупал. Зумы всякие (или аналоги), треллы и прочее. Все это уже списано или все еще используется в компании? Это все добро учтено и как нужно оформлено? Или до сих пор айтишник это все личной чудо-карточкой неподсанкционного банка оплачивает (или вообще криптой)?

А еще ведь многие компании, кто про SEO, SMM, PR, дизайн и прочее продвижение, используют массу SaaS-решений. Да на самом деле все, у кого есть современные маркетологи, проджекты, продакты, аналитики, дизайнеры, тестировщики, бэкенд/фронтэнд разработчики и прочие специалисты. Сегодня все используют в работе что-то около-саасное. Даже юристы. Даже бухгалтеры, правда иногда. Даже безопасники.

У всех сегодня есть какой-то софт для работы на работе. Тот, что локальный (и конечно же лицензионный, да ведь?) не сложно учесть через количество лицензий/рабочих мест и т.п., что указано в конкретном договоре с вендором. С этим бухгалтерия справляется, как правило, на отлично. Но ведь все больше (да почти весь уже) софт не локальный, а облачный. И договоров к нему как бы нет, потому что айтишник просто галочку поставил на сайте. Нет, если вы энтерпрайз сегмент, то к вам подход отдельный, у вас договор может и будет. Но для подавляющего большинства, кто из сегментов SOHO/SMB, – нет договора. И учета того, какое облачное решение на кого оформлено, с каким объемом прав получено и так далее – тоже часто нет. А это важно. Как показывает практика последних двух лет – очень важно.

Поэтому напоминаем – не забывайте инвентаризировать и учитывать эту важную часть «средств производства» своего бизнеса.