Но вот тут какое дело – одному без потери эффективности можно достаточно просто перейти на удаленку. А вот командой – уже задача посложнее. Хотя тоже решаемая. Благо появилось (хотя и раньше было) масса простых и удобных инструментов. Например, для такого юридического процесса, как согласование документов.
Хотя «удобно» и «безопасно» – это разных два конца палки, и не факт что одной. Сегодня поговорим про некоторые популярные сервисы для удаленной командной работы с документами с точки зрения форензики.
Как же договориться с юристами контрагента, а потом еще и со своими коллегами по всем правкам в договоре? Конечно, можно по классике отправлять версии договора по почте, сразу на несколько адресатов. И попросить всех вносить все в «режиме правки», а все версии хранить у себя на локальном компьютере. Чтобы, если что, сразу разобраться. Это неплохо работает когда ты в офисе.
А если отправили домой? Ну тогда выдают ноутбук (хотя, как выясняется, для половины коллег это больше похоже на сказку). Более реально – ИБ или ИТ вашей компании-работодателя настраивает ваш личный ПК, делает удаленный рабочий стол и вы подключаетесь к ресурсам компании только через него. Вполне безопасно (для компании), если уж совсем не злой умысел или дикая халатность. Для вас – зависит от чистоплотности конкретного ИБ, что и как будет установлено и настроено на вашем личном устройстве.
Но чаще и куда «инновационное» - сделать все пооблачнее. Но бесплатно. И тогда в игру вступает, например, Google Docs. Тут и соавторы, и правки, и все очень быстро. Вот только иногда утекают данные компаний (или их клиентов) в открытый доступ. Причем без какой-либо вины самой платформы, а просто из-за того, что кто-то что-то не так настроил. Хотя он же пользователь, он и не должен быть профи в настройках уровней доступа – такая точка зрения тоже есть.
Или вот командная работа. Сидели в кабинете с коллегами (а то и, не дай Бог, в опенспейсе), а тут опять оказались на кухне-кабинете дома. А поговорить? А планы общие понастроить? Контроль опять же, KPI.
Тут, конечно, Zoom, Trello. Если посерьезнее, то Slack. Ну с зумом все более-менее ясно. «Главный сервис пандемии» сперва все любили, потом начали запрещать из-за массы проблем с информационной безопасностью, и он вот-вот должен был закрыться. Но в итоге проблемы внезапного роста он вроде пережил и стал еще одним среди десятков других полезных приложений.
То же самое и с Trello – конечно, с досками разноцветными удобно ничего не забывать, но «в открытом доступе оказались данные сотен российских компаний». Опять.
Slack? Штука хорошая. Как говориться (на официантом сайте): «Чем бы вы ни занимались, Slack пригодится для вашего бизнеса». Но и он не без проблем.
Что тут можно сказать. Бесплатные онлайн-сервисы можно использовать в работе – это удобно. Но нужно понимать, с какими конкретно задачами можно в них работать. Данные клиентов? Персональные данные сотрудников? Коммерческая тайна компании? Навряд ли.
Ставит ли это крест на использовании облачных сервисов юристами? Нет. Есть платные (но недорогие) версии, есть корпоративные решения. Есть, как минимум, возможность правильно настроить уровни доступа и политики конфиденциальности.
А вот если все это настроено правильно, то любая утечка будет (в идеале) вовремя остановлена. Или, как минимум, можно будет найти, кто в ней виноват – хакеры, ошибка в платном сервисе или сам сотрудник. Форензике это вполне по силам. И тогда шансов отстоять интересы компании и наказать виновного, в том числе рублем, вполне достаточно.
Следите за новыми постами в facebook, telegram, а также на нашем сайте, где мы рассказываем об арбитражной форензике и компьютерной экспертизе.