У мировых IT-гигантов новый повод быть оштрафованными на миллиарды долларов. Всему виной новое законодательство на тему борьбы с дезинформацией, экстремизмом и незаконным контентом. Но нет, Россия тут не причем. Ведь это не те неправильные и «ограничивающие свободу слова и IT-бизнес» запреты, которые принято ругать. Это совсем другие – позитивные и всеблагие. Из Брюсселя.
Мы недавноговорили о европейской инициативе (Закон о цифровых рынках, DMA) по созданию единой технологической платформы для всех популярных мессенджеров, в рамках пресечения антиконкурентных практик крупных IT-компаний. Теперь на повестке «Закон о цифровых сервисах» илиDSA. Это идейный брат DMA – тоже про безопасное цифровое пространство для всех пользователей, равные условия для инноваций и конкурентоспособности. Равные для европейского IT и американского глобального.
Когда новый закон заработает, а это ориентировочно начало 2024 года, крупные технологическим компаниям жить станет куда интереснее. Например, одной соцсети, чье имя нельзя называть, придется-таки человеческим языком объяснить, как же работает их лента новостей. А если модераторы удалили чье-то сообщение – этот пользователь получит какое-то право как-то это обжаловать.
Для поисковиков тоже припасено подарков. Они должны будут четко пояснить, какие у них механизмы показа рекламы. При этом таргетирование рекламы по гендерному признаку, религии или этнической принадлежности будет под запретом (привет, реклама всего-всего-всего подряд!). Как и реклама с таргетом на несовершеннолетних.
Определять и отслеживать распространителей контрафакта и всякого другого зла будут, возможно, тоже сами онлайн-площадки. И да, за нарушение DSA – 6% с оборота. Прямо стандарт последнее время.
Естьточка зрения, что «хотя DSA является европейским законом, крупные технологические компании могут просто принять единые правила во всем мире, чтобы сэкономить время и энергию на создание своих правил в разных регионах». А есть и альтернативная – «Желающих выходить на европейские рынки станет куда меньше» (с). Само собой тут без подсчетов рынков и рисков не обойдется. А то и правда вдруг получится, что и не нужен этот европейский рынок кому-то из крупных игроков на таких условиях.
Нам тут вот что показалась особенно интересным. Будут ли IT-гиганты, если конечно решат соблюдать это, создавать какие-то новые структуры для поиска, верификации и борьбы с контрафактом, запрещенкой и фейками? Как? Создавая спецподразделения супермодераторов всего и вся? Ну это ж какой штат. И какой кругозор и желание четко следовать инструкциям должны быть у этих сотрудников. Или все-таки это будет новый супер-ИИ для контроля всего этого «на лету»? Как-то и кем-то обученный. Контролирующий пользователей еще больше, чем сейчас.
Тогда получаем вертикаль: ИИ-куратор будет контролировать работу ИИ-модератора, который контролирует, чтобы лента новостей не наполнялась фейковыми новостями, которые генерирует вражеский ИИ. Без системы чинов и рангов скоро эти ИИ сами запутаются, кто кого контролирует. Так что ожидаем следующую инициативу. Главное не забыть сказать всем этим ИИ не только про DMA/DSA, но и про Законы Азимова.
Следите за новыми постами в telegram, а также на нашем сайте, где мы рассказываем об арбитражной форензике и компьютерной экспертизе.