Реклама в интернете – это не только навязчивый спам, кислотные баннеры или окошки-всплывашки с лицами вымышленных консультантов. Это еще и место в выдаче. То, на какой строчке или странице условный Яндекс покажет ваш сайт, если простой интернет-пользователь будет искать его не по доменному имени, а по названию компании или товара. Напишет, например, «тур в Турцию недорого». Вся первая страница будет усеяна предложениями от разных компаний что-то забронировать. Как поисковик понимает, что показать нужно именно эти фирмы?
Для этого, помимо прочих, существует инструмент – сервисы контекстной рекламы. Например, Яндекс.Директ. Там можно создать рекламную кампанию, прописать ключевые слова и фразы – это те, что потом будут писать клиенты в поисках товара, та самая фраза «тур в Турцию недорого».
Ну и кончено внести денег на счет аккаунта. Потому как это конечно же платная услуга. Настолько платная, что например Google в 2019 года на такой рекламе заработал $98,115 млрд., что почти 60% его дохода.
Что происходит потом? Пользователь пишет заветную фразу и видит ваш сайт на первой странице выдачи поисковика Яндекса. Если, конечно, эти же слова не прописаны еще у сотни ваших конкурентов. Тогда страница может быть уже не первой, а цена ключевых слов начинает расти с каждым днем. В общем контекстная реклама может быть хотя и не дешевым, но весьма удобным способом продвижения вашего сайта, товаров и компании в целом. Если у вас есть специалист в этом деле.
Все знают, что товарный знак в интернете можно успешно использовать как лого на сайте и слово в доменном имени. А еще его текстовое обозначение можно вписать в те самые заветные слова для поиска. Зачем? Ну, например, когда ваша фирма называется по-английски и домен тоже с таким же написанием, но в русскоязычной памяти всплывает только русская транскрипция. Например, сколько не покупай обуви, все равно не запомнить, как правильно пишется французское «rendez-vous». А по-русски «рандеву» - вуаля, и вы на желанном сайте. Но у этой технологии есть и обратная сторона.
Дело в том, что такое слово – по сути ваш товарный знак – может прописать в сервисе контекстной рекламы любой. В том числе и ваш прямой конкурент. Попробуйте сами, например со словами «скайсканер» или «билеты ржд».
До апреля 2019 г. такое баловство сходило с рук – суд считал такие слова «техническими параметрами показа рекламы в поисковой системе», которые «не индивидуализируют какие-либо товары, услуги или самого рекламодателя и не являются самостоятельным способом использования товарного знака». Так, например, было в деле «exist.ru» vs «isnext.ru».
Но потом случилось Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.04.2019 № 10 «О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации». И в пункте 172 Постановления говорится: «Использование рекламодателем при размещении контекстной рекламы в сети «Интернет» в качестве критерия для показа рекламного объявления ключевых слов (словосочетаний), тождественных или сходных до степени смешения с принадлежащим другому лицу средством индивидуализации, с учетом цели такого использования может быть признано актом недобросовестной конкуренции».
Позже были разъяснения ФАС, которые вроде бы должны были прояснить и упростить. Были и новые арбитражные дела. Но часто, как и в деле «exist.ru» vs «isnext.ru» все разваливалось, потому что «истцом не доказано использование непосредственно ответчиком спорного обозначения, в частности, не представлено доказательств, что именно ответчиком выбрано данное обозначение в качестве ключевого слова». Как это доказать, если это технические данные? Похоже, без форензики не обойтись и в этом вопросе.
Следите за новыми постами в facebook, telegram, а также на нашем сайте, где мы рассказываем об арбитражной форензике и компьютерной экспертизе.