Блог DFCenter

Притормози, зеленоглазое

Как-то мы уже привыкли к тому, что если хотим такси, то нужно не руку поднимать или куда-то звонить, а открыть приложение в смартфоне. Оно как бы сегодня и есть «такси». А если, например, поехать отдохнуть да мир посмотреть – бронируем отели-квартиры-замки на специально придуманных для этого сайтах и в приложениях. Да даже если кран в ванной потек или ребенку нужно по математике подтянуться – тоже есть специальные сервисы, где можно найти соответствующих дел мастеров. Почему? Да потому что так удобнее, быстрее и, чаще всего, дешевле.

Но вот тут такая штука. Все эти сервисы – это не таксопарки с водителями, не крупные домовладельцы с жилыми помещениями и даже не частные ЖЭКи со слесарями. Это информационные сервисы. Один предлагает «бесплатную возможность разместить информацию о потенциальном спросе Пользователя на услуги по перевозке пассажиров и багажа легковым такси». Другой говорит, что он онлайн-площадка, которая предоставляет пользователям возможность публиковать, предлагать, искать и бронировать услуги. А кто-то просто скромно помогает клиентам и специалистам встретиться.

Как говориться, «двухсторонние платформы»: с одной стороны люди, которым что-то надо, а с другой – те, у кого это есть. А платформа – просто место для их встречи. Его, конечно, можно изменить, но зачем – вроде все классно и в одном месте.

Конечно, помимо неоспоримых плюсов, есть там немного минусов. Главный из них описан многими вариантами. И так – «Компания не оказывает услуги по вашим заказам, не является работодателем специалистов и не несет ответственности перед вами за результат их работы». И так – компания «не несет ответственности за содержание и/или актуальность информации, предоставляемой Службами Такси» и «за любые последствия приобретения Пользователем услуг Служб Такси». И даже вот так – «Вы признаете, что многие мероприятия сопряжены с риском, и во всех установленных законом случаях принимаете на себя весь риск в связи с вашим доступом к Платформе… Так, Услуги хозяев/организаторов могут предполагать риски заболеваний, травм, физических увечий или смерти, и, пользуясь Услугами хозяев/организаторов, вы добровольно и осознанно принимаете эти риски».

В общем риск – наше второе имя. По мнению двусторонних владельцев этих платформ.

Но ограничения ответственности ограничениями, а возмещения вреда – возмещением. Прошла новость, что «пассажирка отсудила у «Яндекс.Такси» компенсацию в 3 млн рублей за травму в аварии». Даже несмотря на все документы и правила, согласие с которыми необходимо клиенту для вызова зеленоглазого. Дело довольно интересное еще и тем, что пострадавшая хочет компенсации сразу в двух своих ипостасях – и как физическое лицо (за вред здоровью) и как предприниматель (за вред своему бизнесу из-за простоя и срыва контрактов).

В самом Яндексе юрист ждут мотивировочную часть решения суда, после чего будут думать об апелляции.

На фоне этого спора еще интереснее выглядит другая новость про все тот же Яндекс – в рамках экспериментальных правовых режимов в России уже в 2021 г. появятся беспилотные такси. То есть не как что-то техническо-экспериментальное, что ездит только в Сколково и Иннополисе, а прям вот взаправду – их планируется пустить на общие дороги Москвы, Московской области, Краснодарского края и Татарстана. Вот так вот.

И вот тут особенно интересна мысль, которую много кто уже говорил, но в этот раз высказала Мария Григорьева, управляющий директор Accenture Technology в России. «Если бы на дорогах вдруг оказались только беспилотники, то предъявлять обвинения в аварии можно либо производителю машины, либо разработчику технологии. Но если с одной стороны человек, а с другой машина, как разрешить возможные аварийные ситуации? Это то, что следует прояснить».

Но даже первая, вроде бы «понятная» часть совсем не так проста. Кто виноват-то, автопроизводитель или разработчик технологии? А может, сервисный центр, который криво накатил обновление? А может, провайдер сети 5G, из-за сбоя в который машина сбилась с курса? А может, вообще – хакеры. Им целую железную дорогу взломать труда не составляет, а тут – несколько машин.

Да и много ли есть примеров, когда в случаях причинения ущерба IT-технологиями привлекали разработчиков или производителей? Пример в хищением денег с банковского счета. Часто ответственным признают производителя компьютера, операционной системы или антивируса? Да хотя бы банк, на счетах которого эти деньги лежали.

Так что похоже, уже совсем скоро форензика будет полезна не только для победы в IP-спорах, расследовании внутренних мошенничеств и решении корпоративных конфликтов, но и в разбирательствах по итогам ДТП. То ли еще будет!

Следите за новыми постами в facebook, telegram, а также на нашем сайте, где мы рассказываем об арбитражной форензике и компьютерной экспертизе.