Блог DFCenter

ОК, Скайнет

2021-02-15 12:40
Мир разнообразен. Дихотомия, доходящая порой до крайней поляризации. Единство и борьба противоположностей. Например, у кого-то вчера был День всех влюбленных, а сегодня кто-то уже отмечает День святого Фаустина (да, есть и такой).

Одни навсегда уходят из фейсбука во вконтакте. Другие только осваиваются в зумерском тиктоке. А кто-то уже перерыл весь интернет в поисках инвайта в модно-элитный клабхаус. Но при этом все как один хотят сохранности своих добровольно оставленных в публичном интернете персональных данных. И чтобы никто, особенно Большой брат, их не забрал оттуда.

Или вот МВД России хочет разработать систему на базе искусственного интеллекта, которая будет бороться с фейковыми видео, созданными системами на базе искусственного интеллекта. Теми самыми дипфейками, про которые мы кратенько как-то писали.

Бороться с различными видами фейков и других угроз при помощи ИИ – идея не новая и весьма популярная. Проблема-то действительно существует. Хотя никто не мешает параллельно использовать мощь технологий для аналитики, персонализированной рекламы и, как следствие, повышения продаж.

Фейсбук уже минимум с 2017 года использует платформу FBLearner Flow для «правильного» выстраивания наших лент новостей и рекламы. А их же DeepFace моментально обрабатывает каждую из 136 тысяч загруженных (в минуту) пользовательских изображений. Именно эта технология предлагает отметить друга или же подтвердить, что на фото вы. А еще ИИ от фейсбука смотрит не только наши фото, но и читает тексты постов, статусов и даже сообщений.

Для чего все это? Официально – для фильтрации запрещенного контента (традиционно это насилие и порнография), для работы сервисов «проверки фактов», а также для предотвращения суицидов. Система DeepText может не только читать ваши посты о продаже чего-то или об аренде квартиры, показывая потом вам или вашим потенциальным клиентам это в виде предложений. Она же выявит у пользователя «симптомы депрессии или склонности к суицидальному поведению», после чего ему будут усиленно показывать позитивный контент и рекомендации от психологов.

Схожим образом дела обстоят и у дочки фейсбука– инсты. Та же DeepText защищает пользователей (англоязычных) от кибербуллинга и прочего троллинга и хейтинга. Эта система на базе ИИ проверяет все комментарии пользователей. Через эту систему проходит не только текст, но и речь в видео. Любой подозрительной коммент (за них могут сойти как явные оскорбления, так и «обидные слова о чей-то внешности, расе или поле») будут автоматически скрыты. А тех, кто больше всего отпускает таких комментов система отправит в бан. Для начала.

Многие наслышаны про достижения Twitter в борьбе с фейковыми (и не только) аккаунтами. Большую часть таких задач сегодня также решает ИИ. С его помощью компания еженедельно удаляет до 10 миллионов аккаунтов, рассылающих спам или распространяющих фейковые новости. Как ИИ определяет, что фейковое, а что нет – это секрет фирмы. Специалисты говорят, что «скорее всего алгоритмы реагируют на уже известные паттерны распространения фейка, засвеченные ранее сайты, IP-адреса и анонимайзеры». То есть сами содержание и контекст новости проверяется во вторую очередь. Насколько точно это работает можно проследить на примерах с блокировками отечественных и зарубежных шоуменов.

Кратко резюмируем. В самых популярных соцсетях этого мира искусственный интеллект (конечно не как в фильмах про апокалиптическое будущее, но все ближе) уже вовсю следит, собирает, анализирует и модерирует. А местами и управляет процессом распространения контента, как развлекательного, так и информационно-мотивационного. И знает о пользователях и их предпочтениях (а также склонностях и повадках их тараканов) с точностью, приближающейся к 100%.

Соответственно возникает потребность «выйти» из-под такого чрезмерного контроля и построить очередное свободное пространство (с преферансом). А это естественным образом рождает предложение – например, в виде инновационной соцсети Clubhouse, где можно «только слушать или говорить».
Благодаря хайпу от признанного мастера жанра Илона Маска, сейчас эта соцсеть на самой волне популярности. Масла подливает и атмосфера элитарности – в клабхаус можно попасть только с айфона (чем новее, тем лучше) и только по приглашению от «действующего члена сообщества» (правда, элитные инвайты уже вовсю лежат на авито по сходной цене).
Знающие говорят, что основной плюс новой соцсети – это то, что «там очень сильное предпринимательское сообщество – инвестиции, маркетинг, технологии. И главное, есть возможность отфильтровать все, что тебе не нужно». В другом месте такого и не найти.

Что там сейчас в плане приватности и защищенности пользовательских данных нам доподлинно неизвестно. Но интересна история предыдущих проектов авторов. Проект 2012 года Highlight «немало критиковали за нарушение приватности и раскрытие информации незнакомцам, которое сами пользователи не могли ограничить». А дальше – «В 2015 году Highlight был закрыт, а его создатель переключился на другой проект – соцсеть под названием Shorts, суть которой была в предоставлении доступа другим пользователям этого приложения к своей медиатеке со всеми фото и видео на своем смартфоне». Но тоже не взлетело. А вот с Clubhouse, похоже, все получилось.

Хотя как раз отсутствие модерации (читай цензуры) контента и борьбы с фейками уже показало и минусы соцсети в реальных условиях многополярности взглядов ее пользователей. Например, портал VICE написал, что в Clubhouse легко и быстро распространяются конспирологические теории о COVID-19 и вакцинах. А в другой «комнате» (так там называются чаты), где говорили про террористический акт в Париже, происходила дискриминация по этническо-религиозному признаку. 
Особо замечательно то, что «журналистам в ходе расследования удалось добыть у пользователей записи этих разговоров, несмотря на то, что правилами сервиса записывать их запрещено: при нажатии кнопки «запись» на диктофоне смартфона автоматически появляется дисклеймер о том, что это нарушение правил Clubhouse, и запись не начинается. Однако, на youtube уже выложено большое количество записей диалогов из Clubhouse, а также есть ряд видео о том, как обойти запрет на запись».
Так что, как бы не хотелось приватности и выхода в свободное информационное пространство, контроль все-таки будет. И будет он только распространяться и усложняться. А ИИ как раз тут справится лучше всего.

Но это все соцсети. Место, конечно, важное, но (пока) не главное. А что в крупном ретейле, в том числе офлайновом? Как дела в дОбыче ископаемых, машиностроении и медицине? А в юриспруденции и нашей любимой форензике? Об этом мы расскажем в нашем следующем посте, посвященном искусственному интеллекту, а также реальности и перспективам, им создаваемым.

А пока будем надеется, что вся эта махина в надежных руках (техно-гиков миллиардеров из Калифорнии). И да прибудет с нами Джон Коннор, на всякий случай.

Следите за новыми постами в facebooktelegram, а также на нашем сайте, где мы рассказываем об арбитражной форензике и компьютерной экспертизе.