В российской юридической практике достаточно долго существует мнение, что данные из Интернет-архива и его аналогов (об этом более подробно ниже) могут использоваться в качестве доказательств. Это мнение продвигается как профессиональными юридическими
изданиями, так и отчетливо прослеживается при анализе дел (постановление АС УО от 05.02.2024 № А71−19 002/2018, постановление АС МО от 17.02.2023 № А40−229 438/2019, решения АС г. Москвы от 27.07.2023 № А40−58 858/2023, А С Омской области от 13.12.2023 № А46−18 020/2023).
Вместе с тем существуют и противоположные. Так, в деле № А23−9402/2022 Суд по интеллектуальной собственности установил, что
«достоверность данных Web.Archive.Org исследовалась судами первой и апелляционной инстанции, для чего суды изучили данные о работе названного ресурса, представленные Калужским филиалом федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский государственный технический университет имении Н.Э. Баумана…», которым подтверждена недостоверность данного ресурса как единственного или основного источника информации о содержании сайтов». То есть сохраненная Интернет-архивом информация может использоваться и обладает какой-либо доказательственной силой только в совокупности с другими доказательствами, но не сама по себе.
Есть и другие аргументы, также юридические, но уже касающиеся правил самого сервиса. Так, в
Правилах использования Интернет-архива в явном виде указывается, что
«доступ к коллекциям Архива предоставляется вам бесплатно и только в научных и исследовательских целях» и
«никакой другой доступ или использование Сайта, Коллекций или услуг Архива не разрешено», также
«Архив не дает никаких гарантий или заявлений относительно точности, актуальности, полноты, надежности или полезности содержимого Коллекций…».
Кроме того актуальным риском являются неоднократные хакерские взломы инфраструктуры Интернет-архива. Информацию о реальном ущербе и проведенных по данным фактам расследованиях организация «Internet Archive» официально не раскрывала.
Таким образом, ссылаясь в обоснование своей позиции на доказательства, сформированный сервисом, сторона по делу по сути, во-первых, прямо выходит за пределы ограничений использования, установленных Правилами использования сервиса, который для этого не создавался. А во-вторых, использует информацию, в отношении которой сам ее обладатель (то есть сервис) не дает никаких гарантий в отношении ее полноты, достоверности и неизменности.