Из анализа рекламных выдач и маркетинговых исследований следует, что наибольшее предпочтение пользователи отдают товару первого бренда. Они его ищут как по описанию, так и по прямому названию бренда. Реклама первого занимает верхние строки выдачи поисковой системы Яндекс. Гораздо ниже в выдаче находится второй. У маркетолога, продвигающего товары второго, стоит задача поднять продвигаемый им бренд в выдаче выше. Существует много краткосрочных и долгосрочных стратегий для решения этой задачи. И среди них есть и такая — взять за ключевое слово название первого и прописать его в рекламной стратегии в кабинете рекламодателя второго в Яндекс.Директ. Поскольку это платная реклама, то за каждый показ объявления по такому запросу сервис будет списывать определенную плату с рекламодателя (если настроена оплата за показы). Причем при умелой настройке приоритетный показ объявлений будет у того рекламодателя, кто готов заплатить больше. Поэтому маркетолог второго умышленно повышает ставку (то есть сумму, которая будет списана сервисом за показ рекламного объявления) так, чтобы она превысила предполагаемую ставку первого.
Итог такой манипуляции — пользователь ищет в интернете интересующий его товар. Ищет в поисковике первый бренд, но в верхних строчках рекламной выдачи получает результаты в виде рекламных объявлений от второго. Да, если пользователю интересен конкретный товар первого, он, возможно, и не предпочтет что-то другое (если, конечно, характеристики товаров сопоставимы, и второй при этом не дешевле). Но если мы говорим о магазинах или сервисах, предлагающих одни и те же товары известных производителей, то конечный пользователь не делает существенных различий между посредниками. Ему нужен товар, а кто его продаст — первый или второй — не столь важно. Рынок и конкуренция. Однако такая конкуренция приобретает черты недобросовестной или даже незаконной, когда ключевое слово является зарегистрированным товарным знаком. Ведь это тоже использование товарного знака. Хотя, нужно отметить, так было не всегда — до апреля 2019 года суды считали ключевые слова «техническими параметрами показа рекламы в поисковой системе», которые «не индивидуализируют какие-либо товары, услуги или самого рекламодателя и не являются самостоятельным способом использования товарного знака».
Однако Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.04.2019 № 10 «О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» изменило данную ситуацию. Согласно пункту 172 Постановления «Использование рекламодателем при размещении контекстной рекламы в сети „Интернет“ в качестве критерия для показа рекламного объявления ключевых слов (словосочетаний), тождественных или сходных до степени смешения с принадлежащим другому лицу средством индивидуализации, с учетом цели такого использования может быть признано актом недобросовестной конкуренции». Так что правовое основание есть, дело за малым — за доказательствами.