Распространенное заблуждение: нужно один раз ввести в компании режим коммерческой тайны — принять Положение о КТ, вписать туда любые объекты — и защита будет действовать 5, 10, 100 лет.
На практике: закон «О коммерческой тайне» прямо говорит, что, во-первых, режим конфиденциальности можно установить в отношении сведений «любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности». Но, во-вторых, такие сведения должны иметь «действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании». То есть сделать конфиденциальной любою информацию по вашему желанию не получится.
Конфиденциальная информация должна быть никому, кроме вас, неизвестной. И благодаря такой неизвестности она должна давать вам бизнес-преимущество. Если, например, конкурент в результате своих собственных изысканий придет к таким же результатам, что вы (и сможет это доказать) — то это не нарушение секретности вашей информации. Или если спустя 5 лет эта информация стала общеизвестной, а такое в ИТ-сфере случается не редко — технологии для гиков быстро переходят в масс-маркет, то соответствующее бизнес-преимущество у вас уже отсутствует. Все это — поводы для актуализации вашего режима секретности.
Кроме того, в законе прямо сказано, что не может стать коммерческой тайной ни при каком условии. Это, в том числе сведения:
- содержащихся в учредительных документах юридического лица (но есть и исключения) и в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности;
- о составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения и об использовании ими средств соответствующих бюджетов;
- о состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других подобных факторах, а также экологическая информация;
- о численности, о составе работников, о системе оплаты труда, об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, и о наличии свободных рабочих мест, а также о задолженности работодателя по выплате заработной платы и социальным выплатам;
- о нарушениях законодательства Российской Федерации и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений;
- прочая подобная информация.
Рекомендация: необходимо проводить регулярные (минимум раз в год) аудиты объектов КТ и их актуализацию.
Источники: ст. 3 и 5 Федерального закона «О коммерческой тайне» 98-ФЗ.