Распространенное заблуждение: в NDA или Соглашение о конфиденциальности информации обязательно нужно вписать штраф побольше. Даже с работниками. Ведь в случае чего суд обязательно взыщет и компания покроет все убытки.
На практике: в отношении с контрагентами — придется хорошо поработать над доказыванием. Во-первых, необходимо доказать, что информация, которая утекла по вине контрагента или которую он сам начал использовать без вашего разрешения, действительно носит конфиденциальный характер. То есть в отношении нее соблюдены все юридические формальности — режим комтайны в вашей компании введен и актуален, эта информация соответствует критериям закона и может являться коммерческой тайной как таковая, носитель информации надлежащим образом маркирован.
Во-вторых, нужно показать, что была соблюдена процедура передачи вами конфиденциальной информации этому контрагенту — с него получено обязательство о защите такой информации, он получит носитель информации в соответствии с процедурой, подписав акт.
В противном случае — у вас либо нет надлежащим образом оформленного объекта комтайны, либо факта его передачи, либо речь идет не о разглашении контрагентом информации, а об ее хищении (незаконном получении).
В-третьих, а это уже за пределами непосредственно Закона о коммерческой тайне, — вопрос доказывания убытков и их размера. Статья 15 ГК РФ говорит, компания может требовать полного возмещения причиненных убытков. Под убытками понимаются и реальный ущерб, и упущенная выгода (что особенно важно для конфиденциальной информации). А если нарушивший контрагент еще и сам получил вследствие этого доходы — компания вправе требовать возмещения не меньшего, чем такие доходы. То есть необходимо подтвердить, что из-за разглашения или хищения конфиденциальной информации компания понесла убытки. Размер подлежащих возмещению убытков должен быть установлен с разумной степенью достоверности.
Но зачем доказывать размер убытков, если можно проста установить крупный штраф (штрафную неустойку) в соглашении? И в этом случае вам все равно необходимо показать причинно-следственную связь между его разглашением и вашими убытками.
Кроме того, назначение подобных многомиллионных штрафов не свойственно российским судам — ведь если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения, суд вправе уменьшить неустойку в соответствии со статьей 333 ГК РФ.
В отношении с работниками: во-первых, в соответствии со статьей 11 Закона о коммерческой тайне, прежде чем требовать от работника соблюдения режима конфиденциальности, работодатель должен в обязательном порядке ознакомить под расписку работника с приведенным в законе перечнем документов и создать работнику необходимые для этого условия.
Во-вторых, действительно работодатель вправе потребовать от работника возмещения убытков, причиненных разглашением информации, составляющей коммерческую тайну. В том числе и с тех лиц, кто уже прекратил трудовые отношения, если он разгласил переданную ему во время работы конфиденциальную информацию. Однако важным тут является факт установления виновности конкретного работника. Если же разглашение информации, составляющей коммерческую тайну, произошло «вследствие несоблюдения работодателем мер по обеспечению режима коммерческой тайны, действий третьих лиц или непреодолимой силы» — причиненные работником убытки не возмещаются.
В-третьих — это размер и механизм возмещения. В отношении с работником важно учитывать еще и нормы трудового законодательства, в том числе главу 39 ТК РФ. Так, работник обязан возместить только прямой ущерб имуществу работодателя или его клиентов. Неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию с работника не подлежат.
За причиненный ущерб работник несет материальную ответственность в пределах своего среднего месячного заработка — о миллионных штрафах речь не идет. Полная материальная ответственность возможно только в ряде случаев, указанных в законе.
Единственное исключение — это руководитель организации. В случае нарушений в его стороны,
убытки определяются в соответствии с ГК РФ, то есть как с контрагентами.
Источники: ст. 11 Федерального закона «О коммерческой тайне» 98-ФЗ, ГК РФ, ТК РФ.